Основатели компании

Нургалиева Гуль Кумашевна

Нургалиева Гуль Кумашевна

Нургалиева Гуль Кумашевна, доктор педагогических наук, профессор, академик КазНАЕН, международной академии информатизации, Академии педагогических наук Республики Казахстан.

Как основатель этой компании и как автор идеи   электронных учебников расскажу Вам почти 20-летнюю историю их создания. Это, на мой взгляд,  прекрасная возможность  представиться  Вам и  наладить с Вами диалог по дальнейшему совершенствованию электронных учебников.

Начну с аксиомы. Современных детей надо учить по-современному,  чтобы подготовить их к жизни в ХХI веке, где приоритетным будет дистанционное взаимодействие специалистов, результативным – продуктивная деятельность, основанная на информации и знаниях. Но еще важнее —  в условиях такой технологизации учебного процесса, персонификации учебной деятельности сохранить и усилить воспитательный потенциал урока!

Исходя именно из такого понимания  образования, у нас в стране  с 1997 года осуществляется системная государственная политика информатизации образования, направленная на подготовку будущих поколений казахстанцев, способных работать в информационном обществе.  В школы поставляются компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, лингафонные кабинеты, мультимедийные проекторы, сканеры, принтеры и другие новшества. Словом, создается новая  инфраструктура школы.

Однако,  чтобы школа стала работать по-новому, недостаточно завезти туда компьютеры и обеспечить их Интернетом. Важно привнести в школу новую философию урока и, в целом, образовательного процесса. И вот здесь оформилась, именно оформилась,  идея создания электронных учебников как возможности использования колоссальных педагогических возможностей компьютера и современных информационных и коммуникационных технологий.

Сама идея программирования урока была выношена годами, когда я работала в школе учителем английского языка, когда училась в аспирантуре в Ленинграде у замечательного профессора Зинаиды Ивановны Васильевой , когда работала в АГУ имени Абая и читала лекции студентам.  А еще раньше, — когда  мы обсуждали педагогические проблемы  вечерами в семейном кругу  с нашим папой – Нургалиевым Кумашем Нургалиевичем,  получившим в 1982 году высокое звание Народного учителя СССР. Он 35 лет возглавлял школу в селе Буран и всегда думал, как помочь учителю работать лучше, а ученику – получить образование не хуже, чем в любой московской школе. Он смог вместе с сыном Талантом создать в школе школьный телевизионный технический центр, что позволило учителям расширить границы урока и показывать детям на уроках фрагменты художественных фильмов по произведениям классиков, транслировать новости всесоюзного телевидения, совершать путешествия. В день похорон папы, в школу пришел последний его символический подарок детям – первый компьютерный класс  фирмы «Ямаха». А это было 27 мая 1988 года…

Видимо это и стало истоком моих научных поисков.  Работая в дальнейшем над своей докторской диссертацией в плане компьютерной диагностики,  я  поняла  громадный  обучающий потенциал компьютера.   Через пару лет после защиты  мне повезло, я встретилась с Альмирой Избасаровной Тажигуловой, программистом по образованию, которой я сразу же предложила научно-педагогическое исследование по конструированию  нового вида учебника.  Мы долго не могли дать точное определение учебнику, потом назвали его электронным. А теперь возникают вопросы: электронный учебник — это просто отсканированный вариант бумажного учебника? Чем отличается электронный учебник от традиционного?  Электронный учебник – это средство обучения или форма? Все эти и другие вопросы носят научный характер и  до сих пор исследуются.  Для нас было важно создать  электронный учебник не как шаблон для программирования, а как информационно-образовательную среду  обучения.

Разработку электронных учебников мы начинали в условиях моего домашнего кабинета на улице Байзакова 116-98.   Были созданы творческие коллективы по разным предметам и разным уровням образования. В течение дня одни коллективы сменялись другими.  Всех их встречала  моя мама — Канипа Айкеневна, в прошлом тоже учитель, так что она тоже внесла свой вклад в  осуществление этой идеи. Со временем нашу работу оценили, вначале  Салима Сагиевна Кунанбаева, ректор КазУМОиМЯ имени Абылай хана, которая открыла нам лабораторию, а в 2000 году — министр образования Крымбек Елеуович Кушербаев, доверивший нам  руководство Республиканским научно-методическим центром информатизации  образования.

С тех пор прошло уже 19 лет. И мы рады тому, что в соответствии с нашей концепцией многочисленными творческими коллективами (их более 300) из числа ученых, учителей-методистов, программистов, дизайнеров, художников, дикторов, производственников в настоящее время разработаны электронные учебники практически по всем школьным предметам на казахском и русском языках.

Следует отметить, что разработанные коллективом  АО НЦИ электронные учебники получили признание многих авторитетных организаций и форумов: Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК  (Рекомендации, 19.11.2013г.), Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО — 2002, 2003, 2006, 2009), издательства «Просвещение» РФ (2003), международной конференции Азиатского и Тихоокеанского регионов по проблеме использования ИКТ в образовании, организованной Азиатским Банком Развития (2007),  руководства технопарка Мерилендского университета США (2009), 5-ти международных форумов по информатизации образования Казахстана и стран СНГ с участием представителей IT-компаний стран Дальнего Зарубежья (2001, 2002, 2004, 2006, 2011).  На ряд электронных учебников получены копи-райты США.

В 2013 году АО «Национальный центр информатизации» стал одним из 64 финалистов смотра-конкурса  European IT & Software Excellence Awards 2013, направленного на отбор и признание лучших европейских компаний в отрасли разработки и внедрения программного обеспечения.  Конкурс проводился в рамках Международной выставки BETT-2013 (Лондон, Великобритания), в которой участвовало около 800 компаний из различных европейских стран.

Но мы не останавливаемся на достигнутом. Мы каждый раз ставим новые задачи перед разработчиками.  Если первоначальная задача состояла в том, чтобы  создать электронные учебники в соответствии с Государственными стандартами образования, часто меняющимися учебными программами по предметам, то теперь мы решаем задачи формирования функциональной грамотности школьников, одновременно решаем проблемы воспитывающего обучения и ценностного ориентирования школьников.

Дальнейшее развитие электронных учебников будет зависеть  от  спроса  учителей и учащихся на наши электронные учебники. Учителя, наши эксперты, наши единомышленники, уже освоив  методику работы с ними,  задают нам высокую планку их совершенствования, высказывая свои пожелания. И мы намерены продолжать эту работу, которая по сути своей бесконечная.

 

С уважением и  надеждой на поддержку нашей инициативы,

Гуль Кумашевна, Альмира Избасаровна и вся наша творческая команда.

Posted in Основатели компании.

Добавить комментарий